Главная страница


Жан Мелье
 
ЗАВЕЩАНИЕ

Государственное Антирелигиозное Издательство
Москва 1937


ЗАПИСИ
МЫСЛЕЙ И МНЕНИЙ
Ж. М.,
СВЯЩЕННИКА,
КЮРЕ ИЗ ЭТРЕПИНЬИ И БЮ
О НЕКОТОРЫХ
ошибках и заблуждениях в поведении людей и управлении ими, где даны ясные и очевидные доказательства призрачности и ложности всех божеств и всех религий мира. Записи должны быть переданы после смерти автора его прихожанам и служить им и всем подобным им свидетельством истины.
 
Для свидетельства перед ними и язычниками. Мтф. 10:18


Текст взят с http://revsoc.org/archives/2358, разбит на отдельные главы, исправлены некоторые ошибки.
Одним zip-файлом: в формате HTML(683K), в формате RTF(7,67МБ)

ОГЛАВЛЕНИЕ
[В скобках дано, по Р. Шарлю, содержание глав, для которых в тексте заголовка нет]

 I.  Предисловие. Задача труда
 II.  Мысли и чувства автора о религиях мира
 III.  Все религии являются лишь заблуждениями, иллюзиями и обманом
 IV.  Первое доказательство тщетности и ложности религий: они лишь измышления человека
 V.  Почему политики используют религиозные заблуждения и обман
 VI.  У древних было в обычае причислять императоров и знатных людей к сонму богов. Гордыня знатных, лесть одних и невежество других породили и узаконили это злоупотребление
 VII.  Они верили, что люди могут становиться после своей смерти богами
 VIII.  Происхождение идолопоклонства
 IX.  Ни одна из существующих в мире религий не является божественным установлением
 X.  [Второе доказательство тщетности и ложности религий: слепая вера, лежащая в основе всех религий, — источник заблуждений, иллюзий и обмана]
 XI.  Она (вера) является также лишь источником и роковой причиной смуты и вечных расколов среди людей
 XII.  [Слабость и ложность мнимых доказательств достоверности, на которых покоится истинность любой религии]
 XIII.  [Недостоверность и ложность мнимых чудес, как основы для утверждения какой бы то ни было религии]
 XIV.  [Недостоверность историй о них]
 XV.  [Недостоверность мнимого священного писания: оно сильно фальсифицировано и испорчено]
 XVI.  [Недостоверность евангелий]
 XVII.  [Мнимые священные писания не обнаруживают никаких признаков мудрости или сверхчеловеческих знаний]
 XVIII.  [Евангельские противоречия]
 XIX.  [Мнимые чудеса, о которых сообщается в евангелиях, ложны; доказательства этого]
 XX.  [Совпадение мнимых христианских чудес с мнимыми языческими чудесами]
 XXI.  [И те и другие одинаково ложны]
 XXII.  Третье доказательство [тщетности и ложности религий, выводимое из ложности видений и божественных откровений]
 XXIII.  [Безумие приписывать богу установление жестоких жертвоприношений невинных животных и думать, что такие жертвы ему приятны]
 XXIV.  [Происхождение жертвоприношений]
 XXV.  [Мнимый приказ бога Аврааму принести в жертву своего сына]
 XXVI.  [Ложность мнимых обетований бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову]
 XXVII.  Четвертое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности мнимых обетований и пророчеств Ветхого завета]
 XXVIII.  [Ложность мнимых обетований Нового завета]
 XXIX.  [Ложность духовных, аллегорических и мистических толкований священного писания]
 XXX.  Пятое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из заблуждений ее учения и морали]
 XXXI.  [Первое заблуждение: христианское учение о троице]
 XXXII.  [Второе заблуждение: учение о воплощении бога]
 XXXIII.  [Что представляет собой Иисус Христос]
 XXXIV.  [Его проповеди и поучения]
 XXXV.  [Христианство вначале было лишь низким и презренным фанатизмом]
 XXXVI.  [Третье заблуждение христианства: поклонение богу из теста в таинстве причащения]
 XXXVII.  [Сравнение поклонения богам из теста с почитанием богов, изготовленных из дерева, камня или золота]
 XXXVIII.  [Поклонение богам из теста открывает широкую дорогу ко всякого рода идолопоклонству]
 XXXIX.  [Четвертое заблуждение: учение о творении и о первородном грехе]
 XL.  [Пятое заблуждение: учение о гневе божием за первородный грех и о наказании рода человеческого]
 XLI.  [Три основные заблуждения христианской морали]
 XLII.  Шестое доказательство [ложности христианской религии, вытекающее из оправдания и освящения ею злоупотреблений, тирании и угнетения со стороны знати]
 XLIII.  Первое злоупотребление [состоящее в вопиющем неравенстве состояния людей]
 XLIV.  [Происхождение знати]
 XLV.  Второе злоупотребление: [оправдание существования категории тунеядцев, способных лишь грабить и притеснять других людей]
 XLVI.  [Оправдание существования бесполезной армии церковников и бездельников монахов]
 XLVII.  [Оправдание богатства монахов, давших обет нищенства]
 XLVIII.  [Оправдание существования армии нищенствующих монахов, которые могли бы заниматься честным трудом]
 XLIX.  Третье злоупотребление: [присвоение людьми благ земли в собственность вместо того, чтоб обладать ими сообща, отчего происходит много зла и бедствий]
 L.  Четвертое злоупотребление [несправедливость, неравенство]
 LI.  Пятое злоупотребление [нерасторжимость брака]
 LII.  [Каким великим благом было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами]
 LIII.  [Забвение принципов общежития ранних христиан]
 LIV.  Шестое злоупотребление [тираническое правление царей]
 LV.  [Тирания королей Франции, несчастное положение народа]
 LVI.  Возникновение и рост налогов
 LVII.  «Спасение Европы в 1694 г.» [о тираническом правлении королей Франции]
 LVIII.  [Королю не должно быть дано право по своему произволу устанавливать налоги]
 LIX.  [Что говорят об этом придворные льстецы и государи]
 LX.  Седьмое доказательство обманчивости и ложности религий, выводимое из ложности самого представления людей о мнимом существовании богов
 LXI.  Большинство ученых и самых мудрых людей древности отрицали или подвергали сомнению существование богов
 LXII.  Откуда впервые взялась вера в богов и познание их
 LXIII.  Богопоклонники в конце-концов были вынуждены признать ложность господствовавшего представления о множественности богов
 LXIV.  Вера в единого бога обоснована не лучше, чем вера в богов
 LXV.  Ни красота, ни порядок, ни совершенство в произведениях природы нисколько не доказывают существования единого бога, якобы создавшего их
 LXVI.  Фантастическое представление богопоклонников об их боге
 LXVII.  Бесполезно прибегать к гипотезе существования всемогущего бога, чтобы объяснить природу и образование естественных вещей
 LXVIII.  Бытие не могло быть сотворено
 LXIX.  Возможность или невозможность вещей не зависит ни от воли, ни от мощности какой-либо причины
 LXX.  [Основные истины также вечны и ни от кого не зависят]
 LXXI.  [Творение из ничего невозможно]
 LXXII.  [Время и пространство не могли быть сотворены]
 LXXIII.  [Бытие, или — что то же самое — материя, может получать движение только от самого себя]
 LXXIV.  [Нелепо утверждать, что бесконечно совершенное существо тем не менее не обладает видимыми и ощутимыми совершенствами]
 LXXV.  [Небесное блаженство, на которое надеются христопоклонники, — блаженство воображаемое]
 LXXVI.  [Пороки, бедствия, преступления людей доказывают, что не существует бесконечно благого существа, которое ведь не допустило бы зла]
 LXXVII.  [Если бы существовало божество, требующее себе поклонения, оно дало бы себя познать людям непосредственно]
 LXXVIII.  [Много есть ложных пророков и ложных чудес]
 LXXIX.  [Если б существовал всемогущий и всеблагой бог, не было бы жалких, несчастных и несовершенных существ]
 LXXX.  [Опровержение доводов картезианцев о существовании бога]
 LXXXI.  [Мы знаем естественные бесконечности времени, пространства, числа]
 LXXXII.  [В этом смысле существует много бесконечностей. Но абсолютная бесконечность возможна только одна — вселенная в целом]
 LXXXIII.  [Картезианцы заблуждаются, путая бесконечное бытие с бесконечно совершенным существом, которого в действительности нет]
 LXXXIV.  [Все материальные вещи образуются в результате движения частиц материи]
 LXXXV.  [Различие между образованием естественных вещей и искусственным созиданием]
 LXXXVI.  [Картезианцы вынуждены признать, что естественные вещи могли образоваться в силу только естественных законов природы]
 LXXXVII.  [Они поэтому должны признать, что материя обладает движением сама от себя]
 LXXXVIII.  [Ложность рассуждений, к которым прибегают богопоклонники, чтоб оправдать несовершенства и пороки в творениях природы]
 LXXXIX.  Восьмое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности представлений о духе и о бессмертии души]
 XC.  [Слабость и обманчивость доводов богопоклонников в пользу мнимого бессмертия души]
 XCI.  [Опровержение этих доводов]
 XCII.  [Мнение древних о бессмертии души]
 XCIII.  [Душевные явления — лишь модификация материи; но это не значит, что душевные явления сами-по-себе обладают объемом, геометрической формой или другими материальными признаками. Нелепость утверждения картезианцев, что животные лишены сознания и чувств]
 XCIV.  [Моисей и древние пророки не верили в бессмертие души]
 XCV.  [Плиний не признавал бессмертия души]
 XCVI.  [Неизбежность зла также является доводом против существования бога, который мог бы воспрепятствовать злу]
 XCVII.  [Все приведенные доказательства вполне между собою согласуются; они, следовательно, достоверны и убедительны]
 XCVIII.  [Заключение]
 IC.  [Обращение к читателям]

КНИГИ, ЦИТИРУЕМЫЕ В «ЗАВЕЩАНИИ»

Мелье, как, впрочем, большинство авторов XVIII в., очень небрежен в цитировании источников. Даже библейские тексты, которые ему очень хорошо известны, цитируются у него часто неточно. Отчасти это надо отнести на счет опечаток в издании Р. Шарля. Но в основном ошибки, неясности и неточности были в той копии рукописи Мелье, которую Р. Шарль положил в основу своего издания. Очевидно переписчик допустил много ошибок и небрежностей. Названия цитируемых книг приводятся лишь приблизительно, большей частью без указания главы, страницы и т. д., иногда без указания автора; или же дается ссылка на автора без названия книги. Поэтому иной раз лишь с трудом удается расшифровать туманные намеки Мелье, а в некоторых случаях его ссылки вовсе не поддаются уточнению.

Кроме библейских книг и «творений» отцов церкви (на последних он обычно просто ссылается, не приводя цитат из их произведений), Мелье цитирует классических авторов: Цицерона, Лукреция, Вергилия, Ливия, Овидия, Сенеку, Плиния, Иосифа Флавия, Тацита, Ювенала, Лукиана.

Из более поздних авторов Мелье чаще всего цитирует:

1. Essais Монтэня, у которого он заимствует много материала для критики религии и церковных установлений. Далее следуют два автора, против которых в основном направлена его полемика:

2. Фенелон (Мелье часто называет его глухо: «архиепископ Камбрэ») — Télémaque и, особенно, Existence de dieu; полное название последней книги Traité de l`existence de dieu et de ses attributs. P. 1718 (это издание найдено в библиотеке Мелье).

3. Мальбранш, которого Мелье по имени не называет, но чье произведение Recherche de la vérité часто цитирует.

Ниже мы приводим полное название прочих цитируемых Мелье книг, насколько это в каждом отдельном случае возможно установить.

4. Espion turc (иногда ошибочно цитируется Esprit turc). Речь идет, повидимому, о книге I. P. Mаranа — L'Espion du Grand Seigneur et les relations secrètes envоiées au Divan de Constantinople et découvertes à Paris pendant le regne de Louis le Grand. P. 1684 — 1686, три тома. В издании 1742 г. эта книга имеет уже 7 томов, причем, судя но указанию на титуле (continué par Cotolendi et autres depuis le 5-e volume), было и промежуточное издание в 5 томов. Это пятитомное издание, очевидно, и цитирует Мелье.

5. Dictionnaire historique. Имеются в виду Louis Moreri — Grand dictionnaire historique ou Mélange curieux de l'histoire sacrée et profane (экземпляр этого словаря обнаружен в библиотеке Мелье).

6. Histoire Romaine. При отсутствии ссылок на страницы и других указаний нельзя установить автора книги с таким общим заглавием. Возможно, что речь идет о книге Nic. Coeffeteau — Histoire Romaine. P. 1621.

7. Recueil de conferences. Безыменный сборник проповедей и статей. В одном месте автором статьи назван Rосо1еs (1620 — 1696), бенедиктинец, автор ряда исторических трудов.

8. Jean de La Bruyère (1645—1696) — Caractères.

9. Pic de la Mirandole (Pico de la Mirandola, 1463— 1494) — автор ряда книг — Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae, Apologia и др. Мелье цитирует, по всей вероятности, его Epistolae.

10. Richard de S. Victor, богослов (ум. 1173 г.). Из различных изданий его писаний наиболее распространенным было издание 1650 г.

11. Apologie des grands hommes. Имеется в виду книга библиографа Габриеля Ноде (Naudé) - Apologie pour les grands hommes faussement soupconnes de magie, P. 1625.

12. Niceph. Вероятно, имеется в виду автор «Истории Византии» Никифор Грегорас (1295 — 1360).

13. Nouveau théâtre du monde. Полное название Nouveau théâtre du monde, contenant les états, empires, royaumes et principautés, par D. T. Y. V. P. 1655.

14. Théâtre du Monde, если здесь Мелье нe имеет в виду Nouveau théâtre du monde, может означать Nouvel Atlas ou Théâtre du monde... Amsterdam 1656.

15. Quesnel. Pasquier Quesnel (1634—1719), близкий к Арно и другим «отшельникам Пор-Ройяля», — автор книги Reflexions morales sur le Nouveau Testament, на которую, очевидно, и ссылается Мелье.

16. Annales de Hollande et Pоlоgne — совершенно мифическое название. Да и содержание «цитаты» (сообщение о женщине, родившей сразу 365 детей) похоже на мистификацию.

17. Retraite de S. Ignace — повидимому, иезуитское произведение, точное название и автора которого установить нет возможности.

18. Du Bellay, livre à Hermоdore. Кардинал Jean du Bellay (1492—1560), видный политический деятель, оставил письма, часть которых была издана. Повидимому, Мелье цитирует одно из его писем.

19. Trithème. Jean Trithème (Tritheim, 1462—1516) — бенедиктинец, автор книги De scriptoribus ecclesiasticis. 1497.

20. Fallengius. Возможно, имеется в виду итальянский поэт (1491—1544) Теофил Фоленго (Follengius).

21. Bl. Pascal, Reflexions.

22. Esprit de Mazarin. Полный титул: L`Esprit du cardinal Mazarin, ou entretien sur ce qui se passe à la cour de France et dаns celles des autres princes de l`Europe, Cologne, 1695. Анонимный памфлет.

23. Mémoires d`Argentоn.

24. De Commines, Mémoires — в обоих случаях речь идет о мемуарах Philippe sire de Commines et d`Argenton (1495 — 1560). Мемуары издавались много раз, последнее издание вышло в 1850 г.

25. Jornandes, liber dе rebus gestis. Речь идет о книге Иорнанда, вернее Иордана, Jordanis — De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum, написанной в 551 г. Ссылка на Liber de rebus gestis навеяна названием более известного труда того же автора — De Getarum sive Gothorum origine et rebus gestis, Lugd. Batav. 1597.

26. Salut de l`Europe en 1694 (в некоторых случаях — 1690). Книги под таким названием не удалось обнаружить. По всей вероятности речь идет о памфлете (может быть, рукописном), где дается критика режима во Франции. Ссылки Мелье в той же главе на отдельные, повидимому, статьи (corruption du clergé, oppression du peuple, parlement esclave и т. п.) соответствуют, надо полагать, подзаголовкам этого памфлета.

27. Journal histоrique. В те времена (Мелье ссылается на номер за январь 1710 г.) журнал под таким названием не выходил. Возможно, что имеется в виду Journal historique sur les matières du temps, выходивший с 1704 по 1716 г.


I. Предисловие. Задача труда